Городище Царства Гугэ
Город:
Тибет

Информация:
Городище Гугэ – памятник, числящийся в первой группе охраняемых культурно исторических объектов государственной категории КНР. Городище находится в местечке Чжабучжан уезда Джажа, за 300-метровом холме на берегу реки Ланцинцангпо (Сянцюаньхэ или Слоновый источник), из которого берет свое начало великая река Сатледж. Отсюда до уездного центра Джада 18 км. Река Ланцинцангпо вытекает из Священного озера Манасаровар и течет на северо-запад. Долина реки широкая, с тучной почвой и своеобразным пейзажем. Городище Гугэ вносит в мирную долину некоторую таинственность, напоминая о старине.

Царство Гугэ было создано в 10 веке и часто посещается путешественниками, выбравшими тур в Тибет. Основателем был правнук туфаньского царя Ландарма по имени Цзидэнимагунь. После того, как царь Ландарма (9-й век) был убит, Туфаньское царство раскололось, начались междоусобные войны между претендентами на царский престол. Правнук Ландармы Цзиндэнимагунь с преданным ему войском бежал в Нгари, где основал династию Гугэ. После его смерти трое его сыновей поделили власть, положив начало трем династиям: Гугэ, Ладак и Пуранг. Их владения распространялись не только на Нгари, но и на нынешний Кашмир и часть территории Пакистана. Что касается причин, вызвавших гибель царства Гугэ, то тут имеется несколько версий. Согласно одной из них, правитель Гугэ имел соперника в лице своего брата, который предал его, впустив в 1635 году правителя Ладака с его войском в Гугэ, который и победил войска Гугэ. Царский дворец Гугэ был разрушен, почти все жители были вырезаны, а царь и его семья взяты в плен. Так бесславно закончилась история царства Гугэ.

Но по сохранившимся остаткам дворцовых сооружений Цапаранга можно судить о том, насколько высоким был уровень цивилизации Гугэ! Дворец построен на скале над обрывом, что придает ему неприступный вид. Во дворце есть разветвленный подземный ход, имеющий несколько выходов, снаружи дворец окружает крепостная стена, словом, это хорошо укрепленный дворец-замок. Территория городища занимает 720 тысяч квадратных метров, всего насчитывается 445 комнат, 879 пещерных помещений, 58 крепостных бастионов, 4 потайных коридоров, 28 буддистских пагод. Несколько сот помещений расположены этажами, которые один за другим тесно лепятся по горному склону. Значительная часть дворцовых помещений Цапаранга представляют собой пещеры со сводчатым потолком. Различают зимние и летние пещеры. По углам окружной стены построены угловые башни. Сохранились также Алтарный павильон, зал для приношений, зал для чтения священных текстов, Красный монастырь, Белый монастырь, монастырь Цзегулакан (Луньхой), павильон Тары (Джома), стена, сложенная из камней мани (манидуй), покрытая резными рисунками. Внутри и вне городища было обнаружено большое количество злаковых растений, орудий труда, одежды и украшений, военных доспехов, лат, щитов, стрел и тому подобного. Все предметы сохранились хорошо, очевидно благодаря сухому климату и разреженному воздуху. В пещерах в большом количестве были обнаружены высохшие безголовые трупы. Кроме того, впервые было обнаружено захоронение в стене. В стене был замурован труп девочки 3-4 лет. В настоящее время он хранится в Музее Тибета.

Фресковая живопись, скульптура и резьба по дереву периода Гугэ, с одной стороны, унаследовали традиции туфаньского искусства, а с другой стороны, восприняли некоторые приемы индийского и непальского изобразительного искусства. Специалисты, высоко ценя их художественную специфику, специально выделили отдел «искусства Гугэ». Группа фресок, изображающих Рай и человеческое общество, фактически дает образы святых на основе реальных человеческих прототипов. Эти образы отличаются большой изобразительностью и жизненностью, и в этом отношении стоят особняком в тибетской фресковой живописи. Несмотря на солидный возраст в несколько веков, краски на фресках поражают свежестью. Помимо образов Шакьямуни, гугэского царя и его жен, содержание фресок в павильоне Хуфадянь, который расположен на вершине горы, посвящено главным образом сценкам постижения святости приверженцами (мужчинами и женщинами) тантризма. Эти фрески выполнены в резком, откровенном стиле. В нижней части фресок изображены мучения обитателей Ада. По бокам изображен ряд более десятка монахинь, полных грации и изящества. Каждая из них выглядит очень индивидуально, так, что нет двух абсолютно похожих. Фрески в Красном монастыре, Белом монастыре и монастыре Линьхуэй изображают главным образом Шакьямуни, туфаньских царей и их сыновей, а также правителя Гугэ и его свиты. Указанные фрески по художественному мастерству могут вполне соперничать с фресками Дуньхуана. Что касается скульптур, то особенностью скульптур Гугэ являются удлиненные пропорции фигур, благодаря чему, образы выглядят более величественно. Павильоны увенчаны деревянными карнизами крыш, сплошь покрытыми резными узорами: фигурками льва, слона, лошади, дракона, павлина и прочими. Каменные резные изображения сосредоточены в окружной стене двора. Очевидно, что хотя эта стена предназначалась для отпора военным атакам, это не помешало ей стать местом множества искусно выполненных барельефов. Всего на окружной стене имеется 4502 рельефных изображений – резных узоров и надписей на санскрите. Последние покрывают молитвенные каменные нагромождения мани. Здесь перед нами настоящая выставка мани! Разумеется, за несколько столетий многие фрагменты с барельефами развалились.Другой вид каменной резьбы – это резьба на гальке. Тут различают две манеры резьбы: в виде точек и в виде линий.
Вам будет удобно ознакомиться и с другими достопримечательностями, находящимися по близости или на расстоянии до 5 км.